Рекламные концепции, слоганы, брендинг,
ребрендинг, BTL, ATL,
креатив - каждый из нас знает об этом много,
пользуется часто, но сформировать выигрышную позицию ребрендинга и
сопроводить рекламную кампанию обоснованиями мало кто может. Для того,
что бы качественно и безболезненно (хотя это практически невозможно,
если говорить о финансовой стороне вопроса) произвести ребрендинг любого
бизнеса необходим не только профессионализм исполнителя и понимание со
стороны заказчика, но и потрясающие ресурсы как человеческие и
временные, так и финансовые и моральные.
Несколько слов
В малом и среднем бизнесе до сих пор при выборе знака, слогана и
формирования имиджа компания, большинство заказчиков опираются на
вариант - нравится, не нравится. Когда в крупном бизнесе задается
определенный вопрос: «насколько дорого и много это можно продать». Не
стоит бороться с безумными тенденциями. Необходимо доказывать заказчику,
что выгодно его компании. Я не настаиваю на мнении, что никто не знает
Ваш бизнес, так как Ваш «бухгалтер». Я говорю о том, что пренебрегать
мнением профессионалов не только преступно, но и категорически не
приемлемо. Под час топ менеджер компании, увидев то, что он не понимает
или ему не нравится, отбрасывает как непотребную вещь.
В зависимости от уровня компании, в описываемых мною рамках,
«тяжелых» клиентов становится все больше и больше. И такая проблема
набирает все больше распространения. Насколько это правильно или не
правильно судить не мне, я лишь могу высказать мнение.
Особое мнение
Мое мнение: Пренебрегая услугами профессионального
маркетолога и рекламиста, компания лишает себя возможности быть
«направленной».
Людей различают по имени, по фамилии, по полу и по цвету кожи, а
компании различают по знаку, по рекламному сообщению и как не странно по
«направленности». Ведь Вы не пойдете в магазин, торгующий бытовой
техникой покупать кухонный стол или хлебницу.
Мнение профессионалов: Знак - должен быть
переплетением простых геометрических фигур. Количество этих фигур не
должно превышать три штуки.
Оговорюсь, сейчас очень модным стало делать псевдо-3D логотипы. Но
они ведь тоже состоят из простых геометрических фигур. Да и хороших 3D
логотипов ой как мало.
Цветовая гамма - не имеет никакого значения. Хотя
при выборе цветов так же необходимо соблюдать правила: перенасыщение
цветами - неприемлемо, при множестве условий
можно смело плевать на цвет, ассоциативные характеристики бренда зависит
от рекламной концепции, а не от того какой понтон выберет дизайнер.
Рекламное сообщение (слоган).
Рекламные слоганы различаются на два направления - «общий» и
«координированный».
«Общий» - выражает послание, которое направлено на
широкую целевую аудиторию и как следствие имеет меньшую «силу» чем
«координированный».
Пример. «Станем друзьями» - слоган торгового дома -
абсурд. Как можно дружить с торговым домом? Ведь из ста знакомых, только
четыре-пять человек Вы можете назвать друзьями. «Съешь первым» -
мороженное - удачный слоган, но, анализируя его направленность на
целевую аудиторию, складывается мнение о том, что ЦА (целевая аудитория)
страдает чревоугодием (смертный грех). Хотя сообщения такого рода
зачастую имеют наибольшее влияние на ЦА.
«Координированный» - направлен на определенную,
узкую ЦА, объясняющий статус товара, и указывающий на прямую выгоды от
приобретения последнего.
Пример. «Возможность быть лучше» - компания по сбыту
автомобилей - широкий ряд моделей и как следствие ценовой ассортимент
позволит приобрести то, что у конкурентов не купишь, за те же деньги,
разумеется. «Будь особенным» - одежда - уникальность товара заключается
не в цене или наименовании бренда, а в том, что она выделит человека из
толпы, сделает его другим, особенным.
Продать или купить
Рано или поздно любой бренд становится не только старым, но и не
модным. Возвратить прежнюю новизну и лояльность потребителей был призван
ребрендинг. Но как его призвать? Да так, чтобы он не обернулся крахом
компании и не принес банкротство пускай в старый, но не мертвый «дом»?
Не с бубном же бегать.
Я намеренно умолчал об изменении рекламной концепции, нюансировке
стратегий компании, обновлении состава менеджеров и т.д. Ведь мы говорим
о моде.
В стиле fashion
Сейчас очень модно стало производить ребрендинг знака и изменение
рекламной концепции. В действительности же многие компании, которые
повелись на зов моды понесли убытки, так как истратив деньги на
разработку нового знака или ребрендинг настоящего так ничего и не
выбрали из того, что предлагал исполнитель.
Еще один вариант - компания просто не готова произвести скоростной
переход на новый фирменный стиль и решает остаться со старым. Как такое
может быть? Не секрет, что минимальные изменения в «визуале» может
привести к уменьшению узнаваемости бренда. И как следствие к падению
потребительского интереса. По этому практика настоятельно рекомендует
начало акции по ребрендингу начинать с неких весомых дат или событий.
Пример 1: Торгово-производственная компания
специализация, которой отделочные материалы и сантехника.
Лучшее начало акции по ребрендингу - это 4 апреля. Объясню - 4 апреля
стартует международная выставка MosBuild. Высокий интерес к ней не
только со стороны потребителей и продавцов, но и специализированных СМИ и
интернет порталов. Если компания уже участвовала в ней, то бюджет можно
сравнить с небольшой дельтой. Дельта - это увеличение арендуемого
«оборудования» - развешивание рекламных баннеров, приглашение
промо-персонала, организация BTL и ATL акций.
Пример 2: Группа FMCG (любой товар)
Лучшее время для FMCG это весна. Весна как рассвет экономической
активности в секторе. При ребрендинге в секторе FMCG основной упор
делается на конечного потребителя, если же товар претендует на звание
лидера продаж, то целевая аудитории, это оптовые потребители. В любом из
случаев, единственный удачный путь, это активная рекламная программа,
частые BTL акции, активное спонсорство.
Активному ребрендору, я посоветовал бы, кричать о том, что он
изменился - выпирать конкурентными преимуществами даже теми, которые
достались от «прошлого» бренда.
Описанные примеры имеют два разных направления, но будет ошибкой
считать, что по объему инвестиций и направлениям рекламного влияния они
разнятся. Так же ошибочно будет полагать, что ребрендинг - это панацея
от всех бед.
Что посеешь, то и пожнешь
Можно открыто заявить - тенденциям склонны подражать не
только неудачники.
За время работы я сталкивался с заказчиками, которые начинали
диктовать условия и ставить ограничения на цветовые гаммы, проводить
параллели с прямыми и не прямыми конкурентами, но всегда при заполнении
брифа делали ошибки, причем непростительные. Корпоративный клиент,
который имеет свою разветвленную розничную сеть и оптовые
представительства в трех крупнейших городах России, принял решение о
ребрендинге знака и рекламной концепции. Последовало заполнение брифа и
формирование задачи по его результатам. По прохождению трех месяцев,
заказчик решил отказаться от ребрендинге по причине того, что финансовый
вклад в рестайлинг ритейловой сети и изменение всей полиграфии превысил
их ожидания.
На безденежье и рубль в евро превратится
Финансово неподготовленных заказчиков большинство. При аргументации
любых телодвижений в сторону перемены имиджа необходимо понимать, что
ребрендинг нельзя производить постепенно. Это период больших расходов и
время когда эти расходы начнут приносить прибыль, если все же начнут,
может растянуться на три месяцев, а может и на три года.
В бизнес форумах часто подымается вопрос по поводу ребрендинга и
вывода на рынок нового бренда. Что дешевле ребрендинг или становление
нового бренда? Как определить усталость бренда? Почему оборот компании
растет, а прибыль остается неизменной, может необходимо менять стиль
работы, может произвести ребрендинг?
Такие вопросы возникают у менеджеров, как среднего, так и высшего
звена. Ведь мало кто понимает и осознает, ребрендинг это не соломка, за
которую необходимо хвататься, что бы не утонуть, это, бревно на которое
можно пересесть при желании, а не при необходимости.
Не так вы детей делаете, не так
Рассмотрим ребрендинг со стороны исполнителя, то есть агентства.
Агентству производящему ребрендинг такой клиент выгоден как с
экономической, так и со стратегической стороны. Во-первых:
подготовительный период проходит в лимите от двух до четырех месяцев. Во-вторых:
единовременно со знаком происходит редизайн и/или нюансировка всей
фирменной документации. В-третьих: в дополнение ко
всему формируются рекламные модули, проспекты, брошюры, каталоги. Если
это ритейловая сеть, то добавьте внутреннюю навигацию, разработку и
обновление стоек рецепции, интерьера и экстерьера магазина. Учитывая,
то, что при ребрендинге происходит изменение мерчандайзинговых стратегий
и концепций, то есть основополагающие факторы остаются неизменными, а
вот оформление витрины меняется кардинально, то в работу по полному
ребрендингу включаются не только креативщики, рекламисты, копирайтеры и
дизайнеры, но и маркетологи, мерчандайзеры, конструкторы. За весь период
работ по ребрендингу компании заказчика идет постоянный приток
финансов. В целом если компания (заказчик) решила производить
ребрендинг, то расходная часть может во многом превысить рекламный
бюджет на год.
Game Over
Ребрендинг - один из сложнейших корпоративных процессов и только Вам
решать действительно ли необходимо прыгать в омут с головой или просто
увеличить рекламный прессинг на рынок сбыта.
Я, намеренно, не приводил конкретные примеры, которых и так
предостаточно. Я постарался выразить общие концепции ребрендинга. Так же
я постарался описать проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все
компании, которые решаются на столь мощную перемену в собственной жизни.
Все же нет лучшей школы, чем жизнь в условиях жесткой конкуренции…
По материалам сайта: www.djoen.ru
|